«Черная пятница» - скидки до 50%

Что ждёт отечественный автомобильный рынок в 2023 году: прогнозы экспертов, статистика, мнения значимых участников отрасли

Прогнозы состояния российского автомобильного рынка на 2023 год сводятся к необходимости потребителя выбирать между новым «китайцем» или отечественной машиной. 

Ввиду ухода с рынка западных автопроизводителей из-за санкций изменилось всё: цены и ассортимент, сам автобизнес. 

Разберёмся, какие автомобили смогут купить россияне в этом году и в дальнейшем.

Источник изображения

Модели китайского автопрома продолжают занимать нишу, которая раньше принадлежала Volkswagen, Renault. Россияне, которых не привлекают такие машины, ищут альтернативные способы приобрести авто. Своим видением ситуации поделился Андрей Ольховский, гендиректор ГК «Автодом».

Статистика

По заявлению Андрея Ольховского, за 2022 год продажи китайских авто достигли 120 тысяч. Их доля за первое полугодие составляла 3,7%, за второе — уже 33%. Прогнозируют, что в 2023 году уровень продаж транспорта из Поднебесной достигнет 60% от российского рынка. Такие данные приводят «Российские автомобильные дилеры». 

В прогнозе ассоциации — продажа на рынке РФ до конца 2023 года свыше 250 тысяч машин из Китая (по статистике, в 2022 году реализовали вдвое меньше). Остальные доли рынка займут российские автомобили (около 400 тысяч штук), а также иномарки, которые попадают в страну с помощью параллельного импорта. О том, какие автомобили будут завозить, точно неизвестно. 

Какие китайские авто предлагают

Китайские автопроизводители, по словам Андрея Ольховского, активно осваивают рынок в России, развивают представительства, открывают сервисные центры, склады запчастей. 

Сегодня российские партнёры в условиях санкций активно сотрудничают с компаниями из КНР, обсуждают вопросы дистрибьюторства, дилерства, совместной сборки транспорта. 

При этом всём дешёвыми китайские авто уже не назовёшь. Согласно сведениям «Автостата», в рейтинге популярных моделей из Поднебесной почти нет ни одной дешевле 2 млн рублей. Исключение — Haval Jolion. Его минимальная комплектация обходится в 1,899 млн рублей. Следующая по цене модель — Chery Tiggo 4 за 2,139 млн рублей, OMODA C5 за 2,567 млн рублей, Geely Atlas за 3 млн рублей. Завершают рейтинг EXEED TXL и Chery Tiggo 8 Pro Max, которые стоят более 4 млн рублей. 

Параллельный рынок на территории России

Как рассказывает гендиректор ГК «Автодом», всплеска продаж на рынке параллельного импорта не наблюдается. Во-первых, такой способ поставки западных моделей существенно повышает цены. Во-вторых, потенциальных покупателей отпугивают проблемы с запчастями. Интересны зарубежные авто лишь состоятельным клиентам.

Таким покупателям поставляют автомобили люксового и премиального класса из-за высокой маржи. Средние цены на модели параллельного импорта колеблются от 3 до 5 млн рублей, на доставку уходит от 400 тысяч без акцизов и НДС. 

Подержанные модели 

С момента ухода Renault с авторынка РФ покупателей заинтересовали машины с пробегом, включая иномарки. В течение 2022 года в стране продали примерно 5 млн подержанных авто. Это в восемь раз больше, чем новых. Этот же показатель в 2021 году превышал продажи новых в четыре раза. 

По сведениям «Автостата», в течение двух первых месяцев 2023 года реализовали 755,4 тысячи легковушек с пробегом. Это на 5,7% больше, чем за такой же период в 2022 году. 

Рейтинг самых покупаемых марок не меняется: LADA, Toyota, Hyundai, Kia, Nissan.

К середине 2023 года стали популярными подержанные машины от японских производителей. Причины кроются в качестве сборки, их скромном периоде эксплуатации. 

Дело в том, что в Японии налог на транспорт с пробегом от 100 000 км очень высокий, поэтому автовладельцы пользуются авто не более трёх лет, после чего выставляют на продажу.

Однако с 9 августа Япония ввела запрет на экспорт новых и подержанных машин с объёмом двигателя более 1,9 литров в РФ. Об этом мы подробно писали здесь

Какие марки ещё есть в салонах России

Согласно данным издания «Известия», остатки от запасов иномарок по средним ценам в России подходят к завершению. Представительства Skoda и Volkswagen, а также Opel, Renault и Kia, Citroen и Hyundai предлагают последние 300 единиц. 

Дефицит вызвал рост цен на модели, которые пока ещё остались в салонах. Например, стандартная сборка Kia Rio обходится в 1,5 млн рублей, а в 2021 году её цена была на уровне 900 тысяч рублей. 

Больше остатков фиксируется по моделям Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Меньше — Citroen C4 и Kia Rio. Распроданы полностью Opel Astra и Vectra, Renault Logan, Hyundai I и II. 

Способ параллельного импорта, когда товары ввозят на территорию России без разрешения от правообладателя, помогает восполнить дефицит автомобилей, но массово использовать механизм невыгодно. Логистика, растаможка повышают конечную стоимость. В результате из доступных для массового потребителя эти модели превратятся в недоступные. Поэтому импортёрам не очень интересны такие варианты. 

Что дальше 

Учитывая сказанное выше, российским покупателям останется выбирать между китайскими и российскими моделями. Такое мнение высказал независимый консультант в сфере автопрома Сергей Бургазлиев. 

Доступными на рынке остаются только отечественные машины. Ситуация с бойкотом от западных автопроизводителей, повышением цен китайских поставщиков положительно сказывается на российской автомобильной промышленности. 

Потребители активно изучают возможности LADA. Есть мнение, что если производитель вернёт климат-контроль и ABS, то при ценнике в 800 тысяч рублей такой автомобиль будет не менее популярен, чем исчезнувшие Hyundai и Kia. 

Представители «АВТОВАЗ» сообщили «Известиям», что намерены в течение 2023 года увеличить производство вдвое. 

За 2022 год предприятию удалось собрать около 220 тысяч единиц. На 2023 год запланировано выпустить 400 тысяч авто. Мощности компании достаточны для выпуска свыше 500 тысяч машин в год. 

Отвечая на вопрос про антиблокировочную и климатическую систему, представители «АВТОВАЗ» подтвердили, что климат-контроль входит в комплектацию, и все модели LADA Vesta оснащены ABS. Другие авто планируют оснащать антиблокировочной системой в течение 2023 года. 

Замначальника аналитического отдела «Автостат» Виктор Пушкарёв утверждает, что вместо ушедших брендов на частично пустующий рынок в России придут китайские кроссоверы и отечественные LADA. 

Если раньше в основе каршеринга и такси были доступные модели Skoda Rapid, Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, то теперь их с успехом заменят недорогие модели из Поднебесной и от «АВТОВАЗ». 

Именно китайские и российские участники рынка станут ключевыми фигурами в 2023 году. Среди китайских партнёров будут лидировать те, кто уже занял ведущие позиции. Это производители Chery, Haval, Geely. 

По прогнозам «Автостата», в 2023 году доля LADA на рынке составит около 48–50%, а китайских авто — 25%. Оценивать перспективы параллельного импорта пока никто не берётся, поскольку сложно определить каналы и способы поставки, которые остались в стране. В теории их доля не превысит 10%. 

Прогнозы основаны на аналитических данных, статистике и опыте экспертов отрасли. А как будут развиваться события, какие именно автомобили останутся по итогу на российском рынке — покажет время.